История компании

25 апреля 2015г. исполнилось 85 лет со дня образования Гипроавтотранса.


В годы первой пятилетки политика индустриализации страны требовала быстрых темпов развития автомобильного транспорта и создания производственно-технической базы для обеспечения его эффективной работы.


В целях разработки для гаражного строительства современных для того времени проектов Постановлением Президиума Московского облисполкома и Моссовета РК и КД от 25 апреля 1930 года при Москоммунхозе была организована проектная контора "Мосгаражстрой", которая в апреле 1931 года была преобразована во Всесоюзный государственный проектный институт "Гипроавтотранс" при Цудортрансе СНК СССР. В том же году в состав института вошел Ленинградский филиал, который был реорганизован из проектной конторы "Гараж-проект", созданной в феврале 1931 года. Гипроавтотрансом в начале 30-х годов разрабатывались первые проекты московских автотранспортных предприятий: таксомоторный гараж на 400 легко-вых автомобилей ГАЗА на Крымской набережной, Дружинниковский автопарк на 200 автобусов Я-6, 5-этажный гараж по Сущевскому валу, 6-этажный по Краснопресненскому валу, 4-этажные по улице Вавилова и Графскому переулку, гаражи на 200 грузовых автомобилей по Панской улице и на 250 грузовых автомобилей АМО-3 в Бумажном переулке. В эти же годы за короткие сроки с участием Гипроавтотранса в стране было создано авторемонтное производство на промышленной основе. Были спроектированы и построены авторемзаводы: 1-й Государственный по Остаповскому шоссе для ремонта автомобилей ГАЗ и 2-й Государственный для ремонта автомобилей ЗИС, заводы в Иркутске, Хабаровске, Могилеве, Харькове, Ленинграде, были разработаны проекты авторемзаводов в Тбилиси и Киеве, которые были сданы в эксплуатацию в 1935 году.


В 1936 -1939 г.г. в связи с реорганизацией народного хозяйства страны, созданием наркомхоза РСФСР, а в дальнейшем Наркомата автомобильного транспорта РСФСР институт был преобразован в "Автотрансстройпроект". С первых дней Великой Отечественной войны коллектив Автотрансстройпроекта активно включился в работу по обеспечению авторемонтного производства страны проектной документацией и переводу ряда предприятий на нужды обороны. В июле 1941 года по заданию Государственного комитета Обороны был выполнен проект перевода гаража Академии наук СССР на авторемонтное производство мощностью 5000 капитальных ремонтов автомобилей ЗИС-5 в год, которое уже через полтора месяца начало работать на оборону. Зимой 1941-1942гг. в срочном порядке по проекту института был сдан в эксплуатацию Саратовский авторемонтный завод на 3000 капремонтов на базе станции технического обслуживания и кустарного моторемонтного завода.


В военные 1943-1944 гг. в Автотрансстройпроекте проектировалось восстановление 2-го МАРЗа, были разработаны типовые проекты мастерских и заводов на 100, 250, и 1000 капитальных ремонтов грузовых автомобилей ГАЗ-51 в год. По типовому проекту на 1000 капремонтов были построены заводы в Вологде, Кирове и других городах.

После войны по проектам института были восстановлены авторемзаводы в Ленинграде, Симферополе, Бежецке, Пятигорске, Калинине, Ростове-на-Дону, Волгограде и других городах РСФСР.


В начале 1953 года после организации союзно-республиканского Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР Автотрансстройпроект был преобразован в союзный проектный институт с прежним наименованием Гипроавтотранс. В мае 1956 года, в связи с реорганизацией союзно-республиканского Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР в республиканское, Гипроавтотранс становится Республиканским проектным институтом Минавтотранса РСФСР, хотя деятельность его как союзного продолжалась вплоть до 1991г.


В период 1953-1955 гг. для обеспечения массового строительства авторемонтных и автотранспортных предприятий институтом были разработаны типовые проекты авторемзаводов на 2000 и 3000 капитальных ремонтов грузовых автомобилей, по которым в последующие годы были построены заводы в городах Саранске, Райчихинске, Новосибирске, Кемерово, Свердловске, Ростове-на-Дону и ряде других. В эти же годы была разработана серия типовых проектов многоэтажных таксомоторных гаражей на 275, 450 и 650 легковых автомобилей, по которым были построены предприятия в Горьком, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Кисловодске и других городах.


В этот период было положено начало типовому проектированию автотранспортных и авторемонтных предприятий, которым институт занимался все последующие годы, обеспечивая потребности России и других бывших союзных республик в качественной проектной документации по широкой номенклатуре предприятий не только автотранспорта общего пользования, но и многих отраслей народного хозяйства. Фонд типовых проектов, разработанных институтом, содержал многие десятки проектов различных мощностей и назначений, который систематически пополнялся и обновлялся. 


Все годы своего существования институт обеспечивал проектно-сметной документацией капитальное строительство не только системы Минавтотранса РСФСР, но и других министерств и ведомств страны, в том числе Министерство внутренних дел СССР, Министерство обороны СССР, Министерство здравоохранения СССР, Миннефтехимпром, Союзсельхозтехнику и т.д.


К концу 50-х годов Гипроавтотранс накопил большой опыт проектирования и строительства обьектов производственно-технической базы автомобильного транспорта, что позволило институту начать разработку руководящих материалов, методических и нормативных документов, определяющих техническую политику развития этой базы на последующие годы. На каждую новую пятилетку институтом разрабатывались "Основные направления проектирования предприятий, зданий и сооружений". С начала 60-х годов институт начал большую и ответственную работу по разработке региональных схем развития и размещения пред-приятий автомобильного транспорта, которые выполнялись в течение многих лет не только для краев и областей Российской Федерации, но и для ряда союзных республик.

 

Постановлением Совета Министров СССР в феврале 1959 года институт определяется как головной по отрасли автомобильного транспорта, а в январе 1961 года становится головным институтом по проектированию автотранспортных и авторемонтных предприятий для строительства за рубежом при техническом содействии СССР.

 

По проектам института построены крупнейшие автотранспортные предприятия и комплексы в г.Москве, такие как таксомоторные парки на 1000 автомобилей на Тимирязевской улице и на 1100 автомобилей в промзоне Медведково и Бирюлево, комплекс Совинтеравтосервис на Варшавском шоссе, гараж МВД СССР на ул. Дмитрия Ульянова, автобаза скорой помощи на Рябиновой улице, авторемонтные заводы в г.г. Москве, Калуге, Иваново.

  По типовым проектам института построены десятки станций технического обслуживания в разных городах РФ. Институт принимал активное участие в освоении газо- и нефтеперерабатывающих районов, районов Крайнего Севера, БАМа. Выполнены проекты строительства ряда предприятий в Салехарде, Сургуте, Нефтекамске, Ноябрьске и многих других городах. Были разработаны схемы размещения автотранспортных предприятий в зоне, прилегающей к БАМу и технико-экономическое обоснование развития перевалочной базы на станции Беркакит.

За рубежом по проектам института построены и успешно работают: авторемонтный завод в Джангалаке и сеть автотранспортных предприятий в г.Кабуле в Афганистане; авторемонтные заводы в г. София и Пловдиве (Болгария); авторемонтный завод в г. Камсра и ряд автотранспортных предприятий во Вьетнаме; авто-транспортные предприятия в Индии, включая предприятия при крупных металлургических комплексах; авторемонтный завод в Ираке; авторемонтный завод в г. Учане (Китай); авторемонтные заводы в г.г. Гаване, Санта-Клара и Сантьяго-де-Куба и автотранспортные предприятия в республике Куба; автотранспортное предприятие в Лаосе; авторемонтный завод в г. Улан-Баторе, автотехцентр и станция технического обслуживания в Улан-Баторе, автотранспортные предприятия в Монголии.


Строительство этих предприятий являлось жизненно необходимым для развития хозяйства указанных стран, в ряде которых автомобильный транспорт являлся единственным видом транспорта на тот момент. Качество проектов и строительства были высоко оценены руководством ряда стран. Отдельные сотрудники института были награждены правительственными наградами этих стран.


В 1931г. в г. Ленинграде был образован Ленинградский "Гипроавтотранс", который стал филиалом Московского, положив начало головному институту Гипроавтотранс. В период с 1960 по 1991г. в состав головного института входили филиалы в г г. Ленинграде, Горьком, Новосибирске, Свердловске, Ростове-на-Дону, Красноярске, Владивостоке. Ряд филиалов имел еще и отделы комплексного проектирования в других городах России (Волгограде, Новгороде, Йошкар-Оле). Выполняя функции головного института, московский "Гипроавтотранс" уделял большое внимание проведению единой технической политики, внедрению современных методов проектирования. В 1982 г. в Горьковском филиале Гипроавтотранса был организован вычислительный центр, который первое время обслуживал многие филиалы и головное производство. Началась работа по внедрению вычислительной техники в процесс проектирования.

За годы своего существования филиалы пережили период своего становления и организационно были подготовлены к тому, чтобы стать самостоятельными региональными проектными институтами. С 01 января 1988 года Гипроавтотранс перешел на полный хозрасчет и самофинансирование. В январе 1991 года Гипроавтотранс преобразован в Арендное предприятие, а в конце1994 года в Закрытое акционерное общество "Гипроавтотранс". За последнее десятилетие институтом разработаны проекты и по ним осуществлено строительство: автотранспортного комплекса и комплекса инженерных сооружений городка ОМОН в г. Москве, реконструкция автобазы Банка России, "Обухов Автоцентра", станций технического обслуживания автомобилей и автосалонов фирм "Фольксваген" и "Пан-Авто", гаражей стоянок для индивидуальных владельцев ГСК "Северный" и ГСК "Пегас", ряда автозаправочных станций в Москве и Московской обл., предприятия по оборудованию автомобилей для работы на сжатом природном газе (КПГ) в г. Пензе. Являясь единственной в стране специализированной проектной организацией в области автомобильного транспорта, институт тесно сотрудничал в работе с Госстроем РФ и ГКНТ. По их заказам и заказам отраслевого министерства был разработан ряд руководящей нормативно-технической и методической документации по автомобильному транспорту, включая "Отраслевые нормы технологического проектирования", "Ведомственные строительные нормы", ряд РД, действующих в настоящее время.


Специалисты института принимали участие в разработке СНиП 21-02.99 "Стоянки автомобилей", Пособия и изменений к МГСН 5.01.94* "Стоянки легковых автомобилей", РД 3112199-98 "Требования пожарной безопасности для предприятий, эксплуатирующих автотранспортные средства на компримированном газе".


По плану НИиОКР Минтранса РФ разработаны отраслевые нормативы по энергопотреблению для автотранспортных предприятий.


С 1981 г. институт принимает активное участие в работах, связанных с переходом автомобильного транспорта на альтернативные виды топлива. Были разработаны нормы проектирования предприятий, эксплуатирующих газобаллонные автомобили, разработан ряд типовых проектов этих предприятий и пунктов освидетельствования баллонов. Были спроектированы и построены подобные пункты в г.г. Тарту и Чехов. В настоящее время по заданию "Экологического фонда г.Москвы" выполнены проекты приспособления автобусных парков г.Москвы для эксплуатации автобусов на компримированном природном газе. Кроме того, с экологическим фондом институт ведет работы по проектированию и строительству очистных сооружений оборотного водоснабжения и дождевых сточных вод ряда автотранспортных предприятий. Разработаны удельные показатели образования отходов при эксплуатации и обслуживании автомобильного транспорта, которые включены Госкомитетом РФ по охране окружающей среды в "Сборник удельных показателей об-разования отходов производства и потребления".

Институт аккредитован при Федеральном лицензионном центре в качестве специализированного экспертного базового центра по технологическому проектированию автотранспортных и авторемонтных предприятий, станций технического обслуживания автомобилей, гаражей-стоянок, автозаправочных станций.

За годы существования в институте сложился коллектив квалифицированных специалистов, идеологи которого внесли вклад не только в разработанные проекты, но и в создание учебно-методической и справочной литературы по отрасли. Ряд сотрудников института удостоен правительственных наград. Многие работы института отмечены медалями и дипломами ВДНХ. За 75 лет существования институтом Гипроавтотранс накоплен большой опыт научно-технических и проектных работ как в отрасли автомобильный транспорт, так и в решении экологических проблем. Мы приглашаем к сотрудничеству автотранспортные управления и предприятия администрации городов России и СНГ в обновлении производственной базы предприятий, улучшению экологической обстановки, а инвесторов в создании новых современных предприятий с эффективной экономикой.

Проектный иститут АО "Гипроавтотранс" / Тел.: +7 (495) 143-57-00

giproavtotransao@gmail.com © 2015 АО "Гипроавтотранс"